Главная » Статьи » Мои статьи |
ГРЮНДТВИГ НА ФИНСКОЙ ЗЕМЛЕ
Деловой, рабочий тон встречи был задан сразу в день приезда. В уютном номере гостиницы Holliday Inn было проведено совещание, в котором приняли участие все члены делегаций. Принимающая сторона в лице Светланы Мюхкюря ознакомила присутствующих с программой пребывания. Состоялось знакомство между членамии делагаций и был выработан формат общения. По завершению планерного заседания вниманию гостей была представлена презентация (слайды) последних двух фестивалей, организацией которых и занимается Международная культурная ассоциация в Турку во главе со Светланой Мюхкюря. Просмотр слайдов - яркое впечатляющее зрелище - позволил судить о высоком профессионализме организаторов проведения мероприятий такого рода.. Рабочая программа пребывания в стране была спланирована на 2 дня. Еще один день отводился на экскурсию в столицу Хельсинки. Первым учебным заведением, радушно распахнувшим двери для посещения участников проекта, стал Turun kristillinen opisto. Это Христианское учебное заведение, основанное в 1928 году, владельцем которого является Образовательный фонд. И хотя его учередители - выходцы из церковной среды, заведение является светским. Обучается в нем около 700 студентов в год, среди которых примерно 350 иностранцев. Если говорить о последних, то большую половину из них - это выходцы из бывшего СССР. Ректор учебного заведения Yuha Kaivola обстоятельно рассказал о работе Turun kristillinen opisto и ответил на вопросы присутствующих гостей.. Оказалось, что при поступлении в это учебное заведение достаточно сдать только тест. Их три вида: начальный, второго уровня и для" продолжающих". На деле это означает следующее: возрастного ценза для учащихся нет. Здесь учатся люди , начиная с семнадцатилетнего и до преклонного возраста. То есть при желании и необходимости человек и в возрасте 60-70 лет имеет право стать студентом. Это стало возможным в результате политики государства в системе образования, которая предполагает непрерывный цикл обучения на протяжении всей жизни. Очень важным моментом, отвечающим целям проекта Грюндтвиг, является тот факт, что помимо коренных жителей страны, здесь могут обучаться и иностранцы, как с видом на жительство, так и те, у кого отсутствуют документы. Первые получают образование и профессию или проходят подготовку для поступления в вуз(например, медицинский). Вторым предоставляется право бесплатно посещать начальные курсы финского языка. В связи с этим всеми членами делегаций было отмечено, что такая возможность у иммигрантов есть не в каждой стране. Второе учебное заведение, предложенное для посещения членам делегаций - это профессиональное училище AKK . Еще его называют учебным заведением для взрослых студентов. Это третье по объему учебное заведение в Финляндии, в котором обучается около полутора тысяч человек в возрасте от 16 до 20 лет . Они получают профессию по 26 специальностям. Интересную информацию представила в своем докладе Людмила Власенко, которая входит в Совет профессионального образования в Турку. Отличительная черта профессиональных училищ Финляндии от современных, скажем российских, лицеев (прообразами которых были ПТУ советского периода) состоит в том, что они престижны и составляют большую конкуренцию местным гимназиям. Это происходит от того, что без диплома по специальности, невозможно устроиться на работу. Даже, чтобы выполнять "черную" работу. Государство возлагает большую надежду на учебные заведения такого уровня, ибо по закону страны ее граждане обязаны получить профессиональное образование.Формально установленный срок: с 16 до 25 лет. Но в действительности, как и в Turun kristillen opisto учатся здесь студенты и более зрелого возраста. Отрадно отметить, что нет преград и для иммигрантов для поступления.Те, кто сумел быстро интегрироваться и выучить язык на среднем уровне, успешно заканчивают училище и трудоустраиваются. А иимигранты, из числа вновь прибывших, безусловно страдают от недостаточного знания языка. Им не под силу сдать вступительный тест, но они все равно пытаются это делать, т.к чтобы получить социальное пособие, они должны всякий раз предоставлять документ, подтверждающий "провал" во время теста. Такую процедуру проходят и граждане Финляндии, которые живут на пособие по безработице. Финские коллеги рассказали и о так называемом "двойном образовании". Его суть заключается в том, что после 9 класов подросток идет не в профессиональное училище, а переходит в 10 класс. И по окончанию 12 классов он поступает в гимназию, а затем в университет. Все университеты и приравненные к ним вузы, которых в Финляндии насчитывается 16, являются государственными, и государство несет большую финансовую ответственность за их деятельность. Обучение в университетах доступно всем, ибо никакой платы за учебный семестр не взымается. Сеть университетов Финляндии покрывает всю страну: 10 многопрофильных, 3 технических вуза, 3 экономических (коммерческих) и 4 художественных вуза. Кроме того, вне сферы управления Министерства просвещения работает Высшее оборонное учебное заведение. Не осталась без внимания и система признания иностранных дипломов. Она намного проще и эффективнее бельгийской и открывает большие возможности для иммигрантов с высшим образованием, полученном на родине. Кроме того, из-за ограниченности набора в финские университеты, фины имеют шанс получить образование в России , а затем успешно вернуться на родину и стать высокооплачиваемыми специалистами. Учебное заведение для взрослых ААК любезно предоставило возможность осмотреть его учебные мастерские. Это здание средних размеров, в котором продумано все до мелочей, чтобы создать студентам достойные условия для обучения и совершенствования мастерства. Экскурсия по учебному комплексу была не менее увлекательной, чем беседа с преподавателями училища. Нельзя обойти стороной и открытый урок финского языка для русскоязычных студентов, который дала Светлана Мюкхюря. Она- единственный преподаватель иностранного происхождения в Turun kristillinen opito. В целях повышение качества знаний у студентов, ведь финский язык входит в разряд одного из наиболее трудных европейских языков, ей разрешено объяснять слушателям грамматический материал по- русски. И результат на лицо: все присутствующие на уроке студенты продемонстрировали осознанное понимание выученного материала. Они способны дать внятный ответ, что означает то или иное явление в языке. Такой метод обучения языку значительно облегчает студентам задачу усвоения материала. Своим опытом работы Светлана поделилась во время обмена информацией об обучении в странах-партнерах. Каждый участник воркшопа имел возможность не только рассказать о нюансах системы образования в его стране, но и высказать свое мнение об увиденном и услышанном. Таким образом был подведен итог двухдневной работы в рамках рабочего визита. Последний день слета партнеров был украшен познавательной экскурсией в город Хельсинки. Для поездки в финскую столицу к услугам делегаций был предоставлен комфортабельный автобус и энергичный экскурсовод, рассказы которого подчеркивали искреннюю любовь человека к финской земле, которая стала ему новой родиной. Ощущения от увиденного в Хельсинки у представителей всех стран были одинаковые : исторический центр города очень напоминает Петербург. Именно эта схожесть навевала чувство ностальгии...... По окончанию визита к финским партнерам захотелось сказать огромное спасибо за теплый прием холодной Скандинавии и пожелать новой встречи теперь уже на гостеприимной бельгийской земле. Анна Кобзарева | |
Просмотров: 713 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |