Четыре элемента развития лидерства
1. Искать пути и возможности
- Лидеры выходят за привычные рамки, рискуя и экспериментируя. Безусловно, не все эксперименты заканчиваются удачно, зачастую они могут иметь даже плачевные результаты, но порой просто невозможно достичь чего-то нового, действуя традиционными методами. Главное ― учиться на своих ошибках и развивать аналогичный подход у своей команды.
- Не бояться ошибаться, при этом учиться на чужом и своем опыте. Лидеры не боятся рискнуть и шагнуть за пределы зоны комфорта.
«Я бы не доверял тому, кто никогда не совершает ошибок, промахов, не терпит неудач в том, что пытается делать. Или он говорит неправду, или же слишком осторожен и тривиален. Чем ярче человек, тем больше ошибок он совершает в стремлении к новому». Питер Друкер.
- Лидер находится в постоянном движении и поиске, а любое движение ― это преодоление препятствий и ограничений. Когда идет речь об ограничениях, лидер ― это еще и профессиональный скептик, задающий массу вопросов: что за ограничения, откуда они взялись, почему их следовало вводить и почему их не отменить прямо сейчас?
2. Указывать направление
- Лидер может посмотреть на ситуацию более широко и со стороны. Это дает возможность выработать стратегию движения и быть готовым к разным сценариям развития ситуации, оперативно внося коррективы в связи с изменениями в окружающем мире.
- Лидер создает у себя в голове четкий образ будущего и доносит его остальным. Какой бы отличной не была идея, она должна содержать понятный результат, а также «продана» как объединяющая своей команде.
- Искреннее желание достичь цели выходит за рамки личного «Я», заражая энтузиазмом других. Получите от людей их сердца и энтузиазм, заразив их общей целью, какой бы она ни была невероятной. Держите глаза людей широко раскрытыми, чтобы они знали, что происходит и куда они идут. Только грибы могут расти, если их держать в темноте и иногда покрывать навозом.
В истории есть масса ярких примеров, когда одна мечта, которой горел лидер, соединялась с мечтами его команды, и делались вещи, казавшиеся ранее невероятными. Такие примеры были и будут всегда ― начиная от изобретателей самолета и кончая первым космическим кораблем.
- Подкреплять мотивацию успехом и обратной связью. Люди хотят быть причастными к большому делу и видеть результат своей работы. Видя хоть маленькие, но победы, люди воодушевляются и вкладывают свою энергию в достижении большой цели.
3. Предоставлять другим возможность действовать
- Успешные лидеры помогают людям своей команды расти и утверждаться, повышая уровень компетенции, привлекая их к процессам принятия решений и объективно оценивать их вклад.
- Непрерывно развивайте команду. Развитие и обучение лучше всего производить «на марше», так как идеально подходящих людей практически нет. Лично я опробовал, возможно, даже парадоксальную методику ускоренного обучения ― ставить людям задачи, заранее зная, что их с первого раза не выполнят.
- Помогайте своим людям становиться лидерами. Растите профессионалов, делегируйте им все больше и больше полномочий, в ответ это побуждает людей достигать новых вершин, не теряя энтузиазм от столкновения с препятствиями и неудачами.
- Поощряйте новое видение, тем самым мотивируя всю команду к инновациям.
- Проявляйте человеческое внимание, заботу, личную благодарность. Люди это оценят и потянутся к большим целям.
4. Подавать пример и следовать миссии и ценностям
- Миссия и система ценностей в команде ― важнейшие элементы существования и долгосрочного развития любого дела. Данная система выступает своеобразной конституцией, по которой живет вся организация. В ценностях содержатся ответы на вопросы о механизмах принятия решений в условиях высокой неопределенности и риска.
|