Главная » Статьи » Мои статьи

КОНСТИТУЦИЯ Бельгии от 17 февраля 1994 года

БЕЛЬГИЯ. КОНСТИТУЦИЯ

БЕЛЬГИЯ.

(консолидированный текст)

(С изменениями от 25 марта 1996 г., 28 февраля 1997 г., 11 марта 1997 г., 20 мая 1997 г., 12 июня 1998 г., 17 июня 1998 г., 20 ноября 1998 г., 11 декабря 1998 г., 12 марта 1999 г., 7 мая 1999 г., 23 марта 2000 г. и 16 мая 2000 г.)

ЧАСТЬ I. О БЕЛЬГИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЯХ И ТЕРРИТОРИИ

Статья 1

Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов.

Статья 2

Бельгия включает три сообщества: Французское сообщество, Фламандское сообщество и Германоязычное сообщество.

Статья 3

Бельгия включает три региона: Валлонский регион, Фламандский регион, Брюссельский регион.

Статья 4

Бельгия состоит из четырех лингвистических регионов: регион французского языка, регион нидерландского языка, двуязычный регион Брюссель – столица, и регион немецкого языка.

Каждая коммуна Королевства является частью одного из лингвистических регионов.

Границы четырех лингвистических регионов могут быть изменены или уточнены только законом, принятым большинством голосов в каждой лингвистической группе каждой из палат, при условии, что присутствует большинство каждой группы и общее число поданных голосов в обеих лингвистических группах достигает двух третей принявших участие в голосовании.

Статья 5

Валлонский регион включает следующие провинции: валлонский Брабант, Эно, Льеж, Люксембург и Намюр.

Фламандский регион включает следующие провинции: Анвер, Фламандский Брабант, Западная Фламандия, Восточная Фламандия и Лимбург.

В случае необходимости на основании закона территория может быть разделена на большее число провинций.

Закон может изъять некоторые территории, границы которых он устанавливает, из провинциального деления, подчинить их непосредственно федеральной исполнительной власти и определить для них особый статус.

Этот закон должен быть принят большинством, предусмотренным последним абзацем статьи 4.

Статья 6

Подразделения провинций могут быть установлены только законом.

Статья 7

Границы государства, провинций и коммун могут быть изменены или уточнены только в силу закона.

ЧАСТЬ II. О БЕЛЬГИЙЦАХ И ИХ ПРАВАХ

Статья 8

Бельгийское подданство приобретается, сохраняется и утрачивается на основании предписаний, устанавливаемых гражданским законодательством.

Конституция и другие законы, касающиеся политических свобод, определяют необходимые условия, помимо подданства, для осуществления этих свобод.

В отступление от абзаца 2, закон может установить право голосования для граждан Европейского Союза, не имеющих бельгийского гражданства, в соответствии с международными и наднациональными обязательствами Бельгии.

Право голосования, указанное в предыдущем абзаце, может быть распространено законом на лиц, проживающих в Бельгии, которые не являются выходцами государства – члена Европейского Союза, на условиях и согласно способам, определенным указанным Законом.

Статья 9

Натурализация осуществляется федеральной законодательной властью.

Статья 10

В государстве не существует никаких сословных различий.

Бельгийцы равны перед законом; только они допускаются к гражданским и военным должностям, за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом.

Статья 11

Пользование правами и свободами, признанными за бельгийцами, должно быть обеспечено без дискриминации. С этой целью закон и декрет особо гарантируют права и свободы идеологических и философских меньшинств.

Статья 12

Личная свобода гарантирована.

Никто не может подвергаться преследованию иначе как в предусмотренных законом случаях и в предписанной им форме.

Кроме случаев задержания с поличным на месте преступления, никто не может быть арестован иначе как в силу мотивированного постановления судьи, предъявленного в момент ареста или не позднее двадцати четырех часов.

Статья 13

Никто не может быть лишен против своей воли судебной защиты, установленной ему законом.

Статья 14

Никакое наказание не может быть ни установлено, ни применено иначе как на основании закона.

Статья 15

Жилище неприкосновенно: никакой домашний обыск не может быть произведен иначе как в предусмотренных законом случаях и в предписанной им форме.

Статья 16

Никто не может быть лишен своей собственности иначе как для общественной пользы, в случаях и порядке, установленных законом, и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Статья 17

Наказание конфискацией имущества не может быть установлено.

Статья 18

Гражданская смерть отменена; она не может быть восстановлена.

Статья 19

Свобода культов, их публичное отправление, а также свобода выражать свои мнения любым способом гарантированы, за исключением преследования за правонарушения, совершенные при пользовании этими свободами.

Статья 20

Никто не может принуждаться каким-либо образом к участию в религиозных актах и обрядах какого бы то ни было культа и соблюдению устанавливаемых им дней отдыха.

Статья 21

Государство не имеет права вмешиваться ни в назначение, ни в допущение к должности служителей какого бы то ни было культа, а также запрещать им сноситься с их высшими властями и публиковать их акты, в последнем случае сохраняется обычная для прессы и публикаций ответственность.

Гражданский брак всегда должен предшествовать церковному, за исключением случаев, установленных при необходимости законом.

Статья 22

Каждый имеет право на уважение частной и семейной жизни, за исключением случаев и на условиях, установленных законом.

Статья 22 bis

Каждый ребенок имеет право на уважение нравственной, физической, психической и сексуальной неприкосновенности.

Статья 23

Каждый имеет право вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству.

С этой целью закон, декрет или норма, указанные в статье 134, гарантируют с учетом соответствующих обязательств экономические, социальные и культурные права и определяют условия их осуществления.

Эти права включают, в частности:

1). право на труд и свободный выбор профессиональной деятельности в рамках общей политики занятости, направленной, помимо прочего, на обеспечение достаточно стабильного и по возможности высокого уровня занятости; право на справедливые условия труда и вознаграждение, а также право на информацию, консультацию и коллективные переговоры;

2). право на социальное страхование, охрану здоровья, социальную, медицинскую и юридическую помощь;

3). право на достойное жилище;

4). право на здоровую окружающую среду;

5). право на культурное и социальное процветание.

Статья 24

§1. Образование свободно; любые превентивные меры запрещены; преследование за правонарушения регулируется только законом или декретом.

Сообщество обеспечивает свободу родителей в выборе образования для своих детей.

Сообщество организует образование, которое является нейтральным.

Нейтральность подразумевает, в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся.

Школы, организуемые государственными властями, предоставляют вплоть до конца обязательного школьного обучения выбор между одной из признанных религий и преподаванием неконфессиональной морали.

§2. Если сообщество в качестве организующей власти намеревается делегировать полномочия одному или нескольким автономным органам, оно может это сделать только декретом, принятым большинством в две трети поданных голосов.

§3. Каждый имеет право на образование в условиях соблюдения фундаментальных свобод и прав. Доступ к образованию является бесплатным вплоть до окончания обязательного школьного обучения.

Все учащиеся, подлежащие обязательному школьному обучению, имеют право на духовное и религиозное обучение за счет сообщества.

§4. Все учащиеся или студенты, родители и члены персонала учебных заведений равны перед законом и декретом. В то же время закон и декрет учитывают их объективные различия, в частности, наличие организаторских способностей, которые требуют соответствующего подхода.

§5. Организация, признание или субсидирование образования сообщества регулируются законом или декретом.

Статья 25

Пресса свободна; цензура никогда не может быть установлена; не допускается требование залога от писателей, издателей или печатников.

Против издателя, печатника или распространителя не может быть возбуждено преследование, если автор известен и проживает в Бельгии.

Статья 26

Бельгийцы имеют право собираться мирно и без оружия, соблюдая законодательство, которое может регулировать осуществление этого права, но во всяком случае без предварительного разрешения.

Это положение не применяется к собраниям на открытом воздухе, на которые полностью распространяется законодательство о полиции.

Статья 27

Бельгийцы имеют право на объединения; это право не может быть подвергнуто какой-либо предупредительной мере.

Статья 28

Каждый имеет право обращаться к публичным властям с петициями, подписанными одним или несколькими лицами.

Только учредительные органы могут обращаться с петициями от имени коллектива.

Статья 29

Тайна переписки неприкосновенна.

Закон определяет, какие служащие ответственны за нарушение тайны корреспонденции, доверенной почте.

Статья 30

Употребление принятых в Бельгии языков носит необязательный характер; оно может регулироваться лишь законом и только в отношении актов органов государственной власти и для судопроизводства.

Статья 31

Для возбуждения преследования против должностных лиц государственной и местной службы за их административные действия никакое предварительное разрешение не требуется, за исключением предписаний в отношении министров и членов правительств сообщества и региона.

Статья 32

Каждый имеет право на разъяснение любого административного документа и на получение его копии, на условиях, установленных законом, декретом или нормой, указанных в статье 134.

ЧАСТЬ III. О ВЛАСТЯХ

Статья 33

Все власти исходят от Нации.

Они осуществляются в порядке, установленном Конституцией.

Статья 34

Осуществление определенных полномочий может быть возложено договором или законом на учреждение по международному публичному праву.

Статья 35

Федеральный орган имеет компетенцию только в вопросах, которые закреплены в Конституции и законах, принятых на ее основании.

Сообщества или регионы в пределах своих интересов компетентны в иных вопросах на условиях, установленных законом. Этот закон должен быть принят большинством, предусмотренным последним абзацем статьи 4.

Переходное положение

Закон, предусмотренный вторым абзацем, определяет срок, в течение которого настоящая статья вступает в силу. Этот срок не может превышать срока вступления в силу новой статьи, вводимой в раздел III Конституции, определяющей исключительные полномочия федерального органа.

Статья 36

Федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королем, Палатой представителей и Сенатом.

Статья 37

Королю принадлежит исполнительная власть в пределах, определенных Конституцией.

Статья 38

Каждое сообщество имеет полномочия, которые признаны за ним Конституцией или законами, принятыми в силу последней.

Статья 39

Закон наделяет региональные представительные органы регламентарной компетенцией по определенным предметам ведения и согласно порядку, им установленному, за исключением вопросов, указанных в статьях 30, 127–129.

Статья 40

Судебная власть осуществляется судами и трибуналами.

Постановления и приговоры приводятся в исполнение именем Короля.

Статья 41

Исключительно коммунальные или провинциальные интересы регулируются коммунальными или провинциальными советами в соответствии с принципами, установленными Конституцией.

Закон определяет полномочия, правила деятельности и порядок избрания местных внутрикоммунальных органов, правомочных регулировать вопросы, представляющие коммунальный интерес.

Местные внутрикоммунальные органы создаются в коммунах с населением более ста тысяч жителей по инициативе их коммунального совета. Их члены избираются прямыми выборами. Во исполнение закона, принятого большинством, предусмотренным последним абзацем статьи 4, декрет или норма, указанные в статье 134, регулируют другие условия и порядок, в соответствии с которыми такие местные внутрикоммунальные органы могут быть созданы.

Этот декрет или норма, указанные в статье 134, могут быть приняты только большинством в две трети поданных голосов, при условии собрания большинства членов соответствующего совета.

Вопросы коммунального или провинциального характера могут быть предметом народной консультации в соответствующей коммуне или провинции.

Закон регулирует способы и порядок проведения народной консультации.

Глава I. О федеральных палатах

Статья 42

Члены обеих палат представляют нацию, а не только тех, кто их избрал.

Статья 43

§1. В случаях, определенных Конституцией, избранные члены каждой палаты подразделяются установленным законом способом на французскую и нидерландскую лингвистические группы.

§2. Сенаторы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 7 статьи 67, образуют французскую лингвистическую группу Сената. Сенаторы, указанные в пунктах 1, 3 и 6 статьи 67, образуют нидерландскую лингвистическую группу Сената.

Статья 44

Палаты собираются ежегодно, во второй вторник октября, если только Король не соберет их ранее.

Палаты собираются ежегодно не менее чем на сорок дней.

Король объявляет закрытие сессии.

Король имеет право на внеочередной созыв палат.

Статья 45

Король может продлить работу палат. Однако это продление не может превышать срока в один месяц и не может быть возобновлено в течение той же сессии без согласия палат.

Статья 46

Король вправе распустить Палату представителей, только когда последняя абсолютным большинством своих членов:

1). либо отклоняет вотум доверия Федеральному правительству и не предложит Королю в трехмесячный срок со дня отклонения вотума кандидатуру преемника Премьер-министра;

2). либо принимает вотум недоверия Федеральному правительству и одновременно не предложит Королю кандидатуру преемника Премьер-министра.

Вотумы доверия и недоверия могут быть проголосованы только в течение сорока восьми часов с момента внесения. Кроме того, Король может в случае отставки Федерального правительства распустить Палату представителей с ее согласия, выраженного абсолютным большинством ее членов.

Роспуск Палаты представителей влечет за собой роспуск Сената.

Акт о роспуске означает созыв избирателей в течение сорока дней и Палаты представителей в двухмесячный срок.

Статья 47

Заседания палат публичны.

Однако каждая палата преобразуется в секретный комитет по требованию ее председателя или десяти членов.

Затем она решает абсолютным большинством, должно ли заседание по тому же вопросу быть возобновлено публично.

Статья 48

Каждая палата проверяет полномочия своих членов и разрешает споры, возникающие по этому поводу.

Статья 49

Нельзя быть одновременно членом обеих палат.

Статья 50

Член одной из двух палат, назначенный Королем министром и принявший это назначение, перестает участвовать в заседаниях палаты и возобновляет свой мандат по прекращению Королем его функций министра. Закон определяет способы его замещения в соответствующей палате.

Статья 51

Член одной из двух палат, назначенный федеральным правительством на какую-либо оплачиваемую должность, за исключением должности министра, и принявший это назначение, немедленно перестает участвовать в работе палаты и возобновляет свои функции лишь в силу нового избрания.

Статья 52

На каждую сессию каждая палата назначает председателя, его заместителей и создает бюро.

Статья 53

Любое решение принимается абсолютным большинством голосов, за исключением, установленным регламентами палат, в отношении выборов и представления кандидатов.

В случае разделения голосов предложение, поставленное на голосование, отклоняется. Ни одна из палат не может принимать решения, если не собралось большинство ее членов.

Статья 54

Мотивированной резолюцией, подписанной не менее чем тремя четвертями членов одной из лингвистических групп и представленной после внесения доклада, перед окончательным голосованием в публичном заседании, может быть объявлено, что положения указанного в резолюции законопроекта или предложения закона, за исключением законов о бюджете, а также законов, которые принимаются квалифицированным большинством, способны нанести серьезный ущерб отношениям между сообществами.

В этом случае парламентская процедура приостанавливается, и резолюция передается в Совет министров, который в тридцатидневный срок представляет свое заключение на резолюцию либо на законопроект или предложение закона с возможными поправками.

Эта процедура может быть применена не более одного раза членами одной лингвистической группы в отношении одного и того же законопроекта или предложения закона.

Статья 55

Голосование проводится путем вставания или поименным голосованием; голосование законов в целом проводится всегда поименным голосованием. Выдвижение и выборы кандидатов проводятся тайным голосованием.

Статья 56

Каждая палата имеет право проводить расследования.

Статья 57

Запрещено лично вносить петиции в палаты от своего имени.

Каждая палата имеет право отсылать министрам петиции, которые были ей адресованы. Министры обязаны давать объяснения по поводу их содержания всякий раз, когда того потребует палата.

Статья 58

Ни один член той или иной палаты не может подвергаться преследованию или задержанию в связи с высказанными им мнениями и голосованием при осуществлении своих функций.

Статья 59

Ни один член той или иной палаты не может быть в течение сессии направлен или доставлен в суд или трибунал, ни арестован за наказуемое деяние иначе как с разрешения палаты, в которую он входит, за исключением случаев задержания с поличным на месте преступления.

Принудительные меры, требующие вмешательства судьи, не могут быть предписаны в отношении члена той или иной палаты в течение сессии иначе как первым председателем апелляционного суда по просьбе компетентного судьи, за исключением случаев задержания с поличным на месте преступления. Это решение передается председателю соответствующей палаты.

Любое преследование или арест, осуществленные в силу предыдущего абзаца, могут быть осуществлены только в присутствии председателя соответствующей палаты или ее члена, им назначенного.

В период сессии только чиновники прокуратуры и компетентные агенты могут возбудить преследование за наказуемое деяние в отношении члена той или иной палаты.

Член той или иной палаты, в отношении которого возбуждено преследование, в период сессии может на любой стадии расследования за наказуемое деяние потребовать от палаты, членом которой он является, приостановить преследования. Соответствующая палата должна высказаться по этому поводу большинством в две трети поданных голосов.

Содержание под стражей члена той или иной палаты или его преследование судом или трибуналом приостанавливается в период сессии, если палата, в которую он входит, того потребует.

Статья 60

Каждая палата определяет регламент, следуя которому, она осуществляет свои полномочия.

Раздел I

О Палате представителей

Статья 61

Члены Палаты представителей избираются непосредственно гражданами, достигшими восемнадцатилетнего возраста и не подпадающими ни под один из исключительных случаев, предусмотренных законодательством.

Каждый избиратель имеет право только на один голос.

Статья 62

Создание избирательных коллегий регулируется законом.

Выборы проводятся по системе пропорционального представительства, устанавливаемой законом.

Голосование является обязательным и тайным. Оно проводится в коммуне, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством.

Статья 63

§1. Палата представителей состоит из ста пятидесяти членов.

§2. Количество мест избирательного округа в Палате определяется путем деления численности населения Королевства на сто пятьдесят и последующего деления численности населения округа на полученную цифру.

Оставшиеся места достаются избирательным округам, имеющим самый большой остаток еще не представленного населения.

§3. Распределение членов Палаты представителей между избирательными округами проводится Королем в соответствии с населением.

Численность населения каждого избирательного округа устанавливается каждые десять лет путем переписи населения или иным способом, определяемым законодательством. Король публикует ее результаты в течение шести месяцев.

Через три месяца после этой публикации Король определяет количество мест, выделяемых каждому избирательному округу.

Новое распределение применяется, начиная со следующих всеобщих выборов.

§4. Закон определяет избирательные округа; он определяет также условия пользования активным избирательным правом и проведения избирательных операций.

Статья 64

Чтобы быть избранным, необходимо:

1). быть бельгийцем;

2). пользоваться гражданскими и политическими правами;

3). достигнуть двадцатипятилетнего возраста;

4). проживать в Бельгии.

Никакое иное условие для избрания требоваться не может.

Статья 65

Члены Палаты представителей избираются на четыре года.

Палата обновляется каждые четыре года.

Статья 66

Каждому члену Палаты представителей выплачивается ежегодное вознаграждение в двенадцать тысяч франков.

В пределах государственных границ члены Палаты представителей имеют право свободно пользоваться всеми транспортными средствами, эксплуатируемыми государством или отданными им в концессию.

Одно годовое вознаграждение, включаемое в средства, предназначенные на покрытие расходов Палаты представителей, может быть выделено председателю этой Палаты.

Палата представителей определяет размер удержаний, которые могут делаться из вознаграждения в пенсионные кассы и кассы по страхованию увольнения, которые она сочтет нужным учредить.

Раздел II

О Сенате

Статья 67

§1. Независимо от статьи 72, Сенат состоит из семидесяти одного сенатора, в их числе:

1). двадцать пять сенаторов, избираемых в соответствии со статьей 61 нидерландской избирательной коллегией;

2). пятнадцать сенаторов, избираемых в соответствии со статьей 61 французской избирательной коллегией;

3). десять сенаторов, назначаемых Советом Фламандского сообщества, выдвигаемых советом из своего состава;

4). десять сенаторов, назначаемых Советом Французского сообщества из своего состава;

5). одного сенатора, назначаемого Советом Германоязычного сообщества из своего состава;

6). шести сенаторов, назначаемых сенаторами, указанными в пунктах 1 и 5;

7). четырех сенаторов, назначаемых сенаторами, указанными в пунктах 2 и 6.

§2. По меньшей мере один из сенаторов, указанных в пунктах 1, 3 и 6 параграфа 1, должен проживать на день выборов в двуязычном регионе Брюссель-столица.

Не менее десяти сенаторов, указанных в пунктах 2, 4 и 7 параграфа 1, должны проживать на день выборов в двуязычном регионе Брюссель-столица. Если по меньшей мере четверо из сенаторов, указанных в пункте 2 параграфа 1, не проживают на день выборов в двуязычном регионе Брюссель-столица, то не менее двух сенаторов, указанных в пункте 4 параграфа 1, должны проживать на день выборов в двуязычном регионе Брюссель-столица.

Статьи 68

§1. Общее число сенаторов, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4, 6 и 7 параграфа 1 статьи 67, распределяется в каждой лингвистической группе в зависимости от количества избирательных списков по выборам сенаторов, указанных в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, следуя системе пропорционального представительства, которая определяется законом.

При назначении сенаторов, указанных в пунктах 3 и 4 параграфа 1 статьи 67, принимаются во внимание только списки, на основании которых по крайней мере один сенатор, указанный в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, был избран независимо от того, достаточное ли число членов было избрано по этим спискам соответственно из состава Совета Фламандского сообщества или Совета Французского сообщества.

При назначении сенаторов, указанных в пунктах 6 и 7 параграфа 1 статьи 67, принимаются во внимание единственно списки, по которым по крайней мере один сенатор, указанный в пунктах 1 и 2 статьи 67, был избран.

§2. При избрании сенаторов, указанных в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, голосование является обязательным и тайным. Оно проводится в коммуне, за исключением случаев, установленных законом.

§3. Для избрания сенаторов, указанных в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, закон определяет избирательные округа и состав избирательных коллегий; кроме того, он определяет условия, необходимые для избрания, а также проведения избирательных операций.

Закон регулирует назначение сенаторов, указанных в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, за исключением способов назначения на основании закона, принятого большинством, предусмотренным последним абзацем статьи 4, которые регулируются декретом советов сообщества в пределах их компетенции. Этот декрет должен быть принят большинством в две трети поданных голосов, при условии наличия большинства членов соответствующего совета.

Сенатор, указанный в пункте 5 параграфа 1 статьи 67, назначается советом Германоязычного сообщества абсолютным большинством поданных голосов.

Закон регулирует назначение сенаторов, указанных в пунктах 6 и 7 параграфа 1 статьи 67.

Статья 69

Для избрания или назначения сенатором необходимо:

1). быть бельгийцем;

2). пользоваться гражданскими и политическими правами;

3). достигнуть двадцатипятилетнего возраста;

4). проживать в Бельгии.

Статья 70

Сенаторы, указанные в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, избираются на четыре года, сенаторы, указанные в пунктах 6 и 7 параграфа 1 статьи 67, назначаются на четыре года. Сенат полностью обновляется каждые четыре года.

Выборы сенаторов, указанных в пунктах 1 и 2 параграфа 1 статьи 67, совпадают с выборами Палаты представителей.

Статья 71

Сенаторы не получают жалованья.

Однако они имеют право на возмещение своих расходов; это возмещение установлено в четыре тысячи франков в год.

В пределах государственных границ сенаторы имеют право свободно пользоваться всеми транспортными средствами, эксплуатируемыми государством или отданными им в концессию.

Статья 72

Дети Короля, а в случае их отсутствия – родственники королевской фамилии по нисходящей линии, которая призвана править, являются по праву сенаторами с восемнадцатилетнего возраста. Они получают решающий голос только с двадцати одного года. Они не учитываются при определении кворума присутствующих.

Статья 73

Любое собрание Сената, которое состоится не во время сессии Палаты представителей, лишено законной силы.

Глава II. О федеральной законодательной власти

Статья 74

В отступление от статьи 36 федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королем и Палатой представителей в:

1). даровании натурализации;

2). законодательстве, касающемся гражданской и уголовной ответственности министров Короля;

3). бюджетах и счетах государства, независимо от последней фразы абзаца 1 статьи 174;

4). определении армейского контингента.

Статья 75

Право инициативы принадлежит каждой из ветвей федеральной законодательной власти.

Кроме вопросов, указанных в статье 77, законопроекты, подлежащие рассмотрению в палатах по инициативе Короля, подаются в Палату представителей, а затем передаются в Сенат.

Законопроекты об одобрении договоров, подлежащие рассмотрению в палатах по инициативе Короля, вносятся в Сенат, а затем передаются в Палату представителей.

Статья 76

Законопроект может быть принят Палатой представителей только после постатейного голосования.

Палаты имеют право изменять и разделять статьи и предложенные поправки.

Статья 77

Палата представителей и Сенат компетентны на основе равенства в:

1). заявлении о пересмотре Конституции и самом пересмотре Конституции;

2). предметах ведения, которые должны быть урегулированы обеими палатами в силу Конституции;

3). законах, указанных в статьях 5, 39, 43, 50, 68, 71, 82, 115, 117, 118, 121, 123, 127–131, 135–137, 140–143, 145, 146, 163, 165, 166, абзаце 3 параграфа 1 и параграфах 4 и 5 статьи 167, статье 169, абзаце 2 параграфа 2, абзацах 2 и 3 параграфа 3, абзаце 2 параграфа 4 статьи 170 и статьях 175–177, а также законы, принятые во исполнение вышеуказанных законов и статей;

4). законах, принятых большинством, предусмотренным последним абзацем статьи 4, а также законов, принятых в их исполнение;

5). законах, указанных в статье 34;

6). законах об одобрении договоров;

7). законах, принятых в соответствии со статьей 169 для гарантии соблюдения международных и наднациональных обязательств;

8). законах, касающихся Государственного совета;

9). организации судов и трибуналов;

10). законах об одобрении соглашений о сотрудничестве, заключенных между государством, коммунами и регионами.

Закон, принятый большинством, предусмотренным последним абзацем статьи 4, может установить иные законы, в принятии которых Палата представителей и Сенат компетентны на основе равенства.

Статья 78

Законопроект, касающийся иных предметов ведения, кроме тех, которые указаны в статьях 74 и 78, и принятый Палатой представителей, передается в Сенат.

По требованию не менее пятнадцати своих членов Сенат рассматривает законопроект. Это требование должно быть сформулировано в пятнадцатидневный срок с момента получения законопроекта.

Сенат может в срок, не превышающий шестьдесят дней:

– решить, что законопроект не нуждается в изменениях;

– принять законопроект после внесения в него поправок.

Если Сенат не принял решение в установленный срок или если он ознакомил Палату представителей со своим решением об оставлении законопроекта без изменений, последний передается Палатой представителей Королю.

Если проект был изменен, Сенат передает его Палате представителей, которая высказывается окончательно, либо принимая его, либо полностью или частично отклоняя поправки, принятые Сенатом.

Статья 79

Если в случае рассмотрения, предусмотренного последним абзацем статьи 78, Палата представителей принимает новую поправку, законопроект отсылается в Сенат, который высказывается по измененному проекту.

Сенат может в срок, не превышающий пятнадцати дней:

– принять решение присоединиться к проекту, измененному Палатой представителей;

– принять проект после внесения в него новых поправок.

Если Сенат не принял решение в установленный срок или если он ознакомил Палату представителей со своим решением присоединиться к проекту, проголосованному Палатой представителей, последняя передает его Королю.

Если проект был вновь изменен, Сенат передает его в Палату представителей, которая окончательно высказывается, либо принимая, либо изменяя законопроект.

Статья 80

Если во время внесения законопроекта, указанного в статье 78, Федеральное правительство потребует срочного рассмотрения, парламентская согласительная комиссия, указанная в статье 82, определяет сроки, в которые Сенат должен высказаться.

При отсутствии согласия в самой комиссии срок представления Сенатом откладывается на семь дней и срок рассмотрения, указанный в абзаце 3 статьи 78, – на тридцать дней.

Статья 81

Если Сенат в силу своего права инициативы одобряет предложение закона по вопросам, указанным в статье 78, законопроект передается в Палату представителей.

В срок, не превышающий шестидесяти дней, Палата представителей высказывается окончательно, либо отклоняя, либо принимая законопроект.

Если Палата представителей вносит поправки в законопроект, последний отсылается в Сенат, который принимает решение в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 79.

В случае применения абзаца 3 статьи 79 Палата выносит решение в пятнадцатидневный срок.

Если Палата не приняла решение в сроки, предписанные абзацами 2 и 4, парламентская согласительная комиссия, указанная в статье 82, собирается в пятнадцатидневный срок и устанавливает время, в течение которого Палата должна высказаться.

В случае разногласий в самой комиссии Палата должна высказаться в течение шестидесяти дней.

Статья 82

Парламентская согласительная комиссия, состоящая на паритетных началах из членов Палаты представителей и Сената, урегулирует конфликты в сфере компетенции между обеими палатами и может при общем согласии продлить в любой момент сроки рассмотрения законопроектов, предусмотренные статьями 78–81.

В отсутствие большинства в обеих группах представителей палат, составляющих комиссию, последняя выносит решение двумя третями голосов своих членов.

Закон определяет состав и порядок деятельности комиссии, а также способ исчисления сроков, перечисленных в статьях 78–81.

Статья 83

Любое предложение закона и любой законопроект уточняет, что речь идет в нем о предмете ведения, указанном в статье 74, в статье 77 или в статье 78.

Статья 84

Официальное толкование законов осуществляется только законом.

Глава III. О Короле и федеральном правительстве

Раздел I О Короле

Статья 85

Конституционные полномочия Короля наследственны в прямом, природном и законном потомстве Его Величества Леопольда-Георга-Христиана-Фредерика Саксен-Кобургского в порядке первородства.

Лишается своих прав на трон наследник, указанный в первом абзаце, женившийся без согласия Короля или тех, кто за отсутствием Короля осуществляет королевские правомочия в предусмотренных Конституцией случаях.

Однако он может быть восстановлен в своих правах Королем или теми, кто за вакантностью королевского трона осуществляет его правомочия в предусмотренных Конституцией случаях, но при условии согласия обеих палат.

Статья 86

При отсутствии потомства Его Величества Леопольда-Георга-Христиана-Фредерика Саксен-Кобургского Король может назначить своего преемника с согласия палат в порядке, предписанном статьей 87.

Если назначение в указанном порядке не состоится, трон будет вакантным.

Статья 87

Король не может быть одновременно главой другого государства без согласия обеих палат.

Ни одна из палат не может обсуждать этот вопрос, если не присутствуют по меньшей мере две трети членов, входящих в ее состав, а решение принимается только при подаче за него не менее двух третей голосов.

Статья 88

Особа Короля неприкосновенна; его министры ответственны.

Статья 89

Закон устанавливает цивильный лист на период каждого правления.

Статья 90

В случае смерти Короля палаты собираются без созыва не позднее десяти дней после его кончины. Если палаты были перед этим распущены, а созыв был назначен в акте о роспуске на время, следующее за десятым днем, бывшие члены палат возобновляют свои полномочия вплоть до собрания тех, кто их должен заменить.

Со дня смерти Короля и до принесения присяги его преемником на троне или Регентом, конституционные полномочия Короля осуществляются от имени бельгийского народа ответственными министрами, объединившимися в совет.

Статья 91

Король является совершеннолетним по достижении им двадцати одного года.

Король вступает на трон после торжественного принесения перед собранием обеих палат следующей присяги:

«Клянусь соблюдать Конституцию и законы бельгийского народа, обеспечивать национальную независимость и территориальную целостность».

Статья 92

Если в случае смерти Короля его преемник оказывается несовершеннолетним, то обе палаты объединяются в единую ассамблею для установления регентства и опеки.

Статья 93

Если Король оказывается не в состоянии править, то министры, констатировав эту невозможность, немедленно созывают палаты. Их задача состоит в установлении опеки или регентства собранием палат.

Статья 94

Регентство может быть доверено только одному лицу. Регент приступает к исполнению своих функций только после принесения присяги, предписанной статьей 91.

Статья 95

В случае вакантности трона палаты на совместном заседании устанавливают временное регентство до собрания полностью обновленных палат; это заседание проводится не позднее двух месяцев. Новые палаты на совместном заседании окончательно решают вопрос о вакантности.

Раздел II. О федеральном правительстве

Статья 96

Король назначает и увольняет своих министров.

Федеральное правительство обращается к Королю с просьбой об отставке, если Палата представителей абсолютным большинством своих членов принимает вотум недоверия, предлагая Королю назначение преемника Премьер-министра или предлагает Королю назначение преемника Премьер-министра в течение трех дней после отклонения вотума доверия. Король назначает Премьер-министром предложенного преемника, который приступает к исполнению своих обязанностей с момента принесения присяги новым федеральным правительством.

Статья 97

Только бельгийцы могут быть министрами.

Статья 98

Никто из членов королевской фамилии не может быть министром.

Статья 99

Совет министров включает не более пятнадцати членов. За возможным исключением Премьер-министра, Совет министров состоит в равном количестве из министров, изъясняющихся на французском языке, и министров, изъясняющихся на нидерландском языке.

Статья 100

Министры имеют право доступа в каждую из палат, и должны быть заслушаны, когда они того потребуют.

Палата представителей может требовать присутствия министров. Сенат может требовать их присутствия при обсуждении законопроектов или предложений законов, указанных в статье 77, или законопроектов, указанных в статье 78, или при осуществлении своего права на расследование, указанного в статье 56. По иным вопросам можно просить их присутствия.

Статья 101

Министры ответственны перед Палатой представителей.

Никто из министров не может преследоваться или разыскиваться за мнения, высказываемые им при исполнении своих обязанностей.

Статья 102

Устный или письменный приказ Короля ни в коем случае не может освобождать министра от ответственности.

Статья 103

Министры подсудны исключительно апелляционному суду за правонарушения, совершенные ими при исполнении своих функций. К этим правонарушениям относятся также те правонарушения, которые совершены министрами вне исполнения их функций и за которые они осуждены во время исполнения своих функций. В случае необходимости статьи 59 и 120 не применяются.

Закон определяет порядок судопроизводства против них, от судебного преследования до осуждения.

Закон учреждает компетентный апелляционный суд, который собирается на общее заседание и уточняет состав последнего. Проставления апелляционного суда могут быть обжалованы в Кассационном суде объединенными палатами, которые некомпетентны в рассмотрении дела по существу.

Только прокуратура при компетентном апелляционном суде может возбудить и проводить репрессивное преследование против министра.

Любое ходатайство в порядке судопроизводства, любой непосредственный вызов в апелляционный суд и любой арест, кроме взятия с поличным, требуют разрешения Палаты представителей.

Закон определяет судебную процедуру, согласно которой применяются обе статьи - 103 и 125.

Никакое помилование министра, осужденного в соответствии с первой частью, не может быть совершено иначе как по просьбе Палаты представителей.

Закон определяет, в каких случаях и согласно каким правилам потерпевшие стороны могут возбудить гражданский иск.

Переходное положение

Настоящая статья не применима к фактам, ставшим предметом следственных действий, ни к преследованию, возбужденному до вступления в силу закона относительно исполнения этой статьи.

В этом случае применяется следующее правило: Палата представителей имеет право предъявить обвинение министрам и передать их Кассационный суд. Только последний имеет право осудить их объединенными палатами в случаях, предусмотренных уголовным законодательством, и применить наказание, которые оно предусматривает. Закон от 17 декабря 1996 года о временном и частичном применении статьи 103 Конституции в этой части остается в силе.

Статья 104

Король назначает и увольняет федеральных государственных секретарей.

Последние являются членами федерального правительства. Они не входят в состав Совета министров и являются заместителями министра.

Король определяет их полномочия и пределы, в которых они могут получать право контрасигнации.

Конституционные положения, касающиеся министров, за исключением абзаца 2 статьи 90, статей 95 и 99, применимы к федеральным государственным секретарям.

Раздел III. Компетенция

Статья 105

Король не имеет иных полномочий, кроме тех, которые формально возложены на него Конституцией и особыми законами, принимаемыми в силу Конституции.

Статья 106

Никакой акт Короля не может иметь силы, если он не контрасигнован министром, который тем самым несет за него ответственность.

Статья 107

Король присваивает воинские звания.

Он назначает на должности по общему управлению и внешним сношениям, за исключением установленных законом случаев.

Он назначает на другие должности только в силу специального предписания закона.

Статья 108

Король принимает регламенты и постановления, необходимые для исполнения закона; он ни в коей мере не правомочен ни приостанавливать сами законы, ни освобождать от их исполнения.

Статья 109

Король утверждает и промульгирует законы.

Статья 110

Король имеет право приостанавливать или смягчать назначенные судьями наказания, за исключением решений, вынесенных относительно министров и членов правительств сообщества и региона.

Статья 111

Король может помиловать министра или члена правительства сообщества или региона, осужденного Кассационным судом, только по просьбе Палаты представителей или соответствующего Совета.

Статья 112

Король имеет право чеканить монету во исполнение закона.

Статья 113

Король имеет право жаловать дворянские титулы, ни в коем случае не связывая с ними какие-либо привилегии.

Статья 114

Король жалует военные ордена, соблюдая при этом предписания закона.

http://www.krugosvet.ru/node/42737?page=0,8

Категория: Мои статьи | Добавил: Arina (15.04.2016)
Просмотров: 1538 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Arina  
0
https://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/BELGIYA.html

1 Arina  
0
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств https://ru.wikipedia.org/wiki....2%D0%B2

Имя *:
Email *:
Код *: